Каспийский трубопроводный консорциум расширяется

1 стр. из 1

В Атырау (Казахстан) состоялась торжественная церемония, посвященная началу с июля строительных работ по проекту расширения Каспийского трубопроводного консорциума. Непосредственно речь идет о нефтепроводе «Тенгиз — Новороссийск», входящем в систему КТК. Проект расширения позволит увеличить пропускную способность нефтепровода до 67 млн т в год.

Как отметил советник министра энергетики РФ Д. А. Клоков, торжественная церемония сварки первого стыка нефтепровода знаменует начало нового этапа развития одного из наиболее успешных проектов международного сотрудничества в энергетической сфере на территории постсоветского пространства.

На торжественной церемонии

В мероприятии приняли участие министр энергетики РФ С. И. Шматко, министр нефти и газа Республики Казахстан С. М. Мынбаев, председатель правления, президент ОАО «АК «Транснефть» Н. П. Токарев, генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Н. В. Платонов, другие официальные лица, представители акционеров консорциума и подрядных организаций.

Министр энергетики РФ С. И. Шматко, обращаясь к участникам мероприятия, подчеркнул, что Правительство РФ уделяет проекту расширения КТК особое внимание. «Мы даем старт проекту увеличения пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума — предприятия, ставшего символом успешного международного энергетического сотрудничества. Предстоит увеличить годовую мощность трубопровода до 67 млн т, провести строительных и монтажных работ на 5,4 млрд долларов. Участие в этом проекте крупных международных компаний подтверждает его востребованность и уникальность. Уверен, что задача по выводу проекта на мировой уровень по плечу акционерам, менеджменту, сотрудникам и подрядчикам консорциума», — заявил российский министр.

В своем выступлении министр нефти и газа Республики Казахстан С. М. Мынбаев отметил важную роль проекта КТК в расширении сотрудничества Казахстана и России в нефтегазовом секторе, а также его социальное значение. «Инвестиции в реализацию проекта по расширению КТК составят 1 млрд долларов, будет создано более 2 тыс. рабочих мест на период строительства нефтепровода», — заявил С. М. Мынбаев, далее выразив уверенность в том, что график работ по проекту будет выдержан и все запланированные объекты будут введены вовремя.

Развивая тему масштабности и уникальности проекта, генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Н. В. Платонов подчеркнул, что проект предполагает использование самых современных технологий строительства и передовых технологий транспортировки нефти. Он заметил, что работы по расширению трубопроводной системы КТК, включая модернизацию существующих нефтеперекачивающих станций, будут проводиться в условиях сохранения действующего режима перекачки нефти.

Торжественное мероприятие завершилось на непосредственном месте производства работ. Министр энергетики РФ С. И. Шматко и министр нефти и газа Республики Казахстан С. М. Мынбаев с помощью пульта управления сварочным модулем запустили процесс сварки первого стыка нового трубопровода. Этот трубопровод большего диаметра будет построен взамен действующего 88-километрового «узкого» участка, ограничивающего сегодня пропускную способность для казахстанских объемов нефти, поступающих в систему КТК.

История и перспективы

Напомним, что российско-казахстанский консорциум КТК был создан в 1992 г. Его цели — транспортировка ресурсов казахстанской нефти транзитом через территорию России и легких сортов российской нефти на экспорт в дальнее зарубежье через специализированный морской нефтеналивной терминал «Южная Озереевка» (Новороссийск). В 2010 г. по системе КТК было транспортировано 34,9 млн т нефти, в т. ч. 28,4 млн т казахстанских и 6,5 млн т российских ресурсов.

Корпоративная структура КТК была официально согласована в декабре 1996 г. в рамках обязательного для исполнения Договора акционеров, заключенного одиннадцатью участниками консорциума. Акционерами КТК являются первоначальные государства-основатели — Россия, Казахстан и Оман, а также восемь добывающих компаний, представляющих одиннадцать международных, российских и казахстанских организаций.

Добывающие компании полностью профинансировали строительство трубопровода, нефтеперекачивающих станций, нового морского терминала и внебереговых погрузочных сооружений. Стоимость строительства составила 2,67 млрд долларов США. В обмен на 24% собственности КТК Россия передала консорциуму неиспользовавшиеся трубопроводные активы компании «Транснефть» стоимостью 293 млн долларов.

Еще в 1998 г. Правительство России одобрило решение о расширении мощности КТК c первоначальной пропускной способности 28,2 млн т нефти в год до 67 млн.

По оценкам специалистов, нефтепроводная система КТК является одной из наиболее технически совершенных и безопасных в мире, что подтверждают высокие показатели в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии.

Объем перекачки по системе КТК сначала возрос до 30,5 млн т в год, и вследствие продолжающегося роста нефтедобычи в регионе в конце 2010 г. было принято конкретное решение о расширении нефтепроводной системы. Проект стоимостью 5,4 млрд долларов включает в себя строительство 10 новых нефтеперекачивающих станций, увеличение резервуарного парка для хранения дополнительных 480 тыс. т нефти, сооружение третьего выносного причального устройства на морском терминале «Южная Озереевка», а также замену участка трубопровода протяженностью 88 км в Казахстане. Строительные работы намечено завершить в 2014 г. Окупаемость инвестиций будет достигнута через 2–3 года, а все инвестиционные займы КТК будут погашены через 5 лет после завершения проекта. Планируется, что расширение позволит увеличить тарифную выручку с 1,1 до 2,3 млрд долларов в год.

Дата: 22.09.2011
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6(95)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!