ООО «Левкас»: восстанавливаем прекрасное наследие

1 стр. из 1

Театры — неотъемлемая часть культурной жизни нашего города, произведения искусства, представляющие собой как архитектурную, так и духовную ценность. Любой зритель, входящий в театр, непременно найдет в нем то, что необходимо для души: от удовлетворения простого любопытства до глубокого осмысления чувства прекрасного, от наслаждения игрой актеров до восхищения красотой интерьеров. Люди, участвующие в воссоздании архитектурно-художественных сокровищ города, достойны того, чтобы о них знали. «Поначалу должны мы спасти красоту, И она еще вспомнит о нас» Эти строки поэта Андрея Дементьева, несомненно, и о мастерах-реставраторах фирмы «Левкас», которым удается сохранять и воскрешать изумительные памятники архитектурного наследия. И, конечно же, о прекрасном организаторе, создавшем эту фирму, генеральном директоре Валентине Кириллович, отметившей 1 сентября свой юбилей. Этой замечательной женщине с твердым характером и удивительной работоспособностью, взявшейся за комплексную реставрацию сложнейшего объекта — Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, журнал желает новых творческих удач, вдохновения, целеустремленности, счастья и здоровья. Ведь это так непросто — в XXI в. повторить уникальный труд старых мастеров, создателей прекрасного. Проводимые компанией «Левкас» комплексные реставрационные работы в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской основаны, прежде всего, на применении научной методики, подразумевающей натурное обследование памятника, тщательное изучение исторических архивных документов и фотографий, позволяющих восстановить авторские варианты декора интерьеров. Замечательный театр, ранее называвшийся «Пассажем», был построен архитектором Р. А. Желязевичем в 1846—1848 гг. (позже, в 1900 г., перестроен архитектором С. С. Козловым). Зал со сценой, большим фойе и обслуживающими помещениями занимает торец здания универмага «Пассаж» со стороны Итальянской ул. Стены большого зрительного зала оформляют пилястры коринфского ордера с замысловатыми капителями. Высокие падуги подводят к перекрытию — подшивному потолку, расчлененному лепными тягами на панно, состоящие из великолепных украшений. Среди них и женские головки, символизирующие музу Мельпомену, и крылатые мальчики — путти (излюбленный мотив искусства эпохи Возрождения), и лиры, и маски, и разнообразные композиции. Все отличается мастерством и виртуозностью исполнения. Перед залом находится равное ему по высоте фойе с антресолью-кулуаром для зрителей балкона. Противоположная стена представляет собой витраж, замыкающий по второму этажу центральную галерею торгового здания «Пассажа». Если всмотреться внимательнее, можно увидеть, что отделка помещений носит следы влияния различных эпох и стилей. Работать на таких произведениях искусства, безусловно, сложно, но, как считает Валентина Кириллович, чрезвычайно интересно. Фирма «Левкас» начинала комплексную реставрацию в необычных условиях. Большое фойе было восстановлено в действующем театре. И зрители, и актеры терпели, конечно, неудобства, но все понимали, что итог будет замечательным. И результат оправдал ожидания. Когда начиналась реставрация зрительного зала, театр по-прежнему продолжал свою работу. Утром и днем специалисты компании «Левкас» вели работы на балконе и бельэтажах, а в это время на сцене и в партере шел репетиционный процесс (за время реставрации было подготовлено два новых спектакля). Благодаря организаторскому таланту и обаянию Валентины Кириллович с руководством театра было найдено полное взаимопонимание. Реставраторы делали все возможное, чтобы театр не прерывал творческой деятельности, а театр, со своей стороны, дал возможность фирме «Левкас» проявить себя в полной мере на серьезном объекте. Сейчас, когда настала очередь восстановления плафона зрительного зала, ситуация стала более сложной. Театру, видимо, придется некоторое время ставить спектакли на другой сценической площадке. Одна из проблем реставрации этого объекта — финансирование. Большую поддержку фирме «Левкас» и театру оказывает в этом вопросе Комитет по культуре, где понимают важность работы, необходимость ее доведения до завершения. На основании старинных фотографий, уцелевших частей идет реставрация и воссоздание уникального лепного декора зрительного зала — карнизов, подшивного потолка с лепными панно, сложнейших картушей в двух верхних углах зала, находящихся над балконом, модульонов и т. д. Работа над картушами, к примеру, процесс довольно длительный. Два из них были полностью утрачены. Их воссоздание производится на основании фотографий, подтверждающих наличие в оформлении интерьеров зрительного зала различных стилистических элементов. Производя послойную расчистку для выявления первоначальной окраски зала, специалисты-реставраторы фирмы «Левкас» нашли на барьере балкона и бельэтажей уникальные элементы живописи. Вначале было сделано предположение, что они относятся к декоративному оформлению зала для постановки спектакля «Дети Солнца» по пьесе М. Горького. Такой вывод реставраторов выглядел небезосновательным. Ведь известно, что замечательная русская актриса В. Ф. Комиссаржевская в 1904—1906 гг. создала здесь свой «новый» театр, в котором в числе других была поставлена и эта пьеса. В то время в труппу входили такие артисты, как Е. Корчагина-Александровская, П. Самойлов, З. Холмская, В. Гардин. Это был театр новых художественных исканий... Но, в конце концов, по дальнейшим реставрационным расчисткам, удалось установить, что живопись на холстах является неотъемлемой частью декора интерьера зрительного зала. Она будет полностью восстановлена. Комплексная реставрация, проводимая компанией «Левкас» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, впечатляет. На основании исторических документов будут восстановлены дверные полотна, во всех помещениях будет воссоздан наборный паркет. Технологическая цепочка реставрационных работ осуществляется поэтапно. После завершения на определенном участке зала расчисток, догипсовок лепки, восстановления ее недостающих частей, штукатурных работ и т. д. проводится подготовительный комплекс трудоемких последовательных операций, предваряющих заключительную работу — золочение элементов декора. Это дело требует предельного внимания и аккуратности. Важнейшим моментом комплексной реставрации является оборудование зрительного зала системой вентиляции, ведь красота должна органично сочетаться с комфортом для зрителей. Уже ведутся работы по натурному обследованию, которые позволят определить оптимальный вариант реализации этого проекта без ущерба архитектуре театра. Субподрядные организации, выбранные заказчиком и генеральным подрядчиком для сотрудничества, имеют заслуженный авторитет в реставрационном бизнесе благодаря высокой ответственности и надежности (ООО «Эста», ЗАО «Петрос», ООО «Модуль», ООО «Стройсервис», ООО «Сфера XXI в.»). Театр, вновь организованный осенью 1942 г. и названный «Блокадным», имеющий свою неповторимую историю и особую атмосферу, настраивающую на восприятие прекрасного, будет продолжать свою работу в отреставрированном обновленном здании. Это, без сомнения, будет довольно скоро... Валентина Кириллович сказала, что взяться за комплексную реставрацию ее подвигла, в первую очередь, любовь к театру. За свою жизнь ей пришлось участвовать в восстановлении почти всех театров города, но этот ей особенно дорог. Он любим многими петербуржцами — и пожилыми людьми, и молодежью. Настанет время, они увидят результаты напряженного труда замечательных мастеров-реставраторов компании «Левкас» и непременно восхитятся ими. ООО «Левкас» 198095 Россия, Санкт-Петербург, пр. М. Говорова, 43 Тел./факс (812) 252-7261

Дата: 12.11.2002
Наталья МАСЛОВА
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!