ЖКХ Петербурга: реформа началась

1 стр. из 1

Состоялась пресс-конференция, посвященная приближающемуся открытию I Специализированной выставки «ЖКХ России-2004». В ней принял участие начальник Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета администрации Санкт-Петербурга Олег ВИКТЮК. Он рассказал собравшимся о том, что сделано в жилищно-коммунальном хозяйстве города накануне выставки, и какие задачи ставит перед собой правительство в ходе начавшегося реформирования отрасли.

Подходит к концу 2004 г. — год первого года очередной реформы жилищно-коммунального хозяйства, за которую взялись власти Санкт-Петербурга. Таким образом, предстоящая выставка, по мнению Олега Виктюка, является хорошим поводом подвести итоги как календарного года, так и первого года преобразований.

Напомним, программа реформирования жилищно-коммунальной сферы Санкт-Петербурга на 2004–2010 гг. была принята городским правительством в начале этого года. Ее целью является создание новой модели функционирования всех городских структур, а также формирование рыночных конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального комплекса. Программа включает в себя ряд основных задач, в число которых входят: комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования; финансовая стабилизация и ликвидация дотационности; повышение качества услуг в сфере ЖКХ; разумная тарифная политика с учетом интересов всех заинтересованных сторон; техническая модернизация хозяйства.

Реализация программы (к 2010 г.) должна осуществляться в три этапа. На первом из них (до начала 2005 г.) предполагается провести полную инвентаризацию имущественного комплекса ЖКХ. Должны быть ликвидированы все задолженности и осуществлен переход к договорным, конкурентным отношениям. Будет принят ряд мер по защите потребителя от естественных и других монополистов. Пройдут мероприятия, призванные решить проблему обеспечения ЖКХ кадрами. Начнется формирование нормативно-правовой базы для реализации инвестиционных проектов в этой сфере. Будет организован независимый аудит отрасли. Второй этап (до 2007 г.) предполагает развитие и углубление означенных направлений, а также постепенную подготовку к технической модернизации хозяйства. И, наконец, на третьем (до 2010 г.)произойдет окончательный отказ от практики дотирования ЖКХ и начнется его техническое перевооружение.

Для внедрения конкурентных отношений в сфере ЖКХ городское правительство намерено оказывать помощь товариществам собственников жилья (ТСЖ) и кондоминиумам.

Итак, к концу подходит первый этап реализации программы. По мнению Олега Виктюка, на выставке «ЖКХ России» можно будет подвести первые итоги ее реализации. Это особенно важно потому, что Санкт-Петербург в очередной раз выступает своего рода полигоном, на котором осуществляются испытания новых идей и технологий. Это сегодня особенно актуально, поскольку на федеральном уровне реализуется общенациональная программа реформирования ЖКХ. Наш город как бы в одном месте фокусирует те проблемы и задачи, которые стоят в этой области перед Россией в целом. Санкт-Петербург — огромный мегаполис, на базе которого могут быть отработаны различные схемы реформирования жилищно-коммунальной сферы. Соответственно, и полученный опыт должен быть распространен максимально широко по другим субъектам федерации, стать всеобщим достоянием. Выставка для этого — очень удобный инструмент, поскольку в ней примут участие представители многих российских регионов.

Будущий год — ключевой в деле реформирования ЖКХ не только Санкт-Петербурга, но всей России. В настоящее время принимается целый пакет национальных законов, в соответствии с которыми будет жить отрасль. На выставке специалисты со всей страны смогут обсудить и оценить нововведения, поделиться опытом работы, накопленным в своих регионах.

Что же уже сделано в Санкт-Петербурге? По словам Олега Виктюка, первая, подготовительная фаза реализации региональной программы близка к завершению. Принят ряд необходимых региональных законов и постановлений правительства Санкт-Петербурга, призванных создать нормативно-правовую базу для осуществления реформы жилищно-коммунального комплекса. В первую очередь это коснулось районных жилищных агентств (РЖА), функции которых были существенно изменены. Смысл преобразований сводился к тому, чтобы осуществить разделение полномочий и целей. За новыми РЖА, структурами, остающимися в системе муниципальной власти, оставлены функции контроля (паспортный учет, технический надзор, составление адресных программ, по которым будут расходоваться бюджетные деньги, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации). Все вопросы, связанные с эксплуатацией жилищного хозяйства, выведены в сферу рыночных отношений. Структуры РЖА, ведавшие обслуживанием жилого фонда, преобразованы в открытые акционерные общества, которые на основе конкуренции с уже существующими частными эксплуатационными компаниями будут вести борьбу за заказчиков. Форма собственности ОАО выбрана в связи с тем, что именно она позволит этим структурам развиваться как вглубь (предлагая различные дополнительные услуги), так и вширь (беря на обслуживание объекты в других районах и иного назначения — социально-культурная сфера, офисные центры и пр.).

Недостатком прежних попыток реформирования ЖКХ Олег Виктюк назвал введение их только с помощью административных методов. Чтобы избежать этой проблемы на этот раз, проводимые преобразования коснулись не только эксплуатационников (в виде районных жилищных агентств), но и самих потребителей услуг. До конца 2005 г. все владельцы жилья должны определиться с выбором обслуживающих структур. Возможны три варианта: создание Товарищества собственников жилья, которое будет в дальнейшем решать все вопросы взаимоотношений с эксплуатирующими организациями; найм управляющей компании, которая возьмет на себя решение этих вопросов; если же не будет сделано того или другого, то государственные структуры сами, на конкурсной основе, определят компанию, обслуживающую объект. В случае недовольства заказчиком (жильцами) по поводу качества предлагаемого сервиса эксплуатационную структуру можно будет сменить, пригласив такую, которая обес-печит приемлемый уровень сервиса или более низкие цены. Выбор сегодня уже есть: на рынке работает более 60 частных компаний и около 50 ОАО, выделенных из состава РЖА. Таким образом, конкурентная среда в сфере ЖКХ становится реальностью. И борющиеся за заказчика организации будут сами заинтересованы в повышении качества обслуживания населения.

Подведение промежуточных итогов реформирования ЖКХ Санкт-Петербурга, обсуждение полученного опыта, выявление перспективных задач — все это станет предметом обсуждения конференции «Модернизация жилищно-коммунального комплекса России», которая пройдет с 11 по 12 ноября в рамках I Специализированной выставки «ЖКХ России-2004».

Дата: 16.11.2004
Михаил Кулыбин
"Петербургский строительный рынок" 11 (75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!