АЗС: новые инструкции и старые проблемы

1 стр. из 1

Что собой представляет сегодня автозаправочный комплекс Северо-Запада? Чтобы ответить на этот вопрос, мало было побывать на АЗС региона. Хотелось, чтобы читатель получил представление о состоянии комплекса из уст людей наиболее компетентных.

Наш собеседник — начальник отдела по надзору за взрывоопасными объектами и объектами химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Санкт-Петербургу В.Р. Смеречук.

— В конце 2004 года в соответствии с Указом Президента РФ окончательно сформировалась федеральная служба экологического, технологического и атомного надзора. Полномочия вашего отдела распространяются на Санкт-Петербург, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области и Республику Карелия. Как развивается автозаправочный комплекс в этом регионе?

— Когда начиналась упомянутая реорганизация, мы надеялись, что на автозаправочный рынок придут такие уже зарекомендовавшие себя фирмы, как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», ТНК и другие. Надежды оправдались. АЗС Санкт-Петербурга и области, многих городов Северо-Запада сегодня не узнать. Появление крупных операторов не сопровождалось какой-то жесткой политикой по выдавливанию мелкого и среднего бизнеса, все прошло и проходит вполне цивилизованно — путем продажи мелкими фирмами своего бизнеса на выгодных условиях. На сегодняшний день из местных остались такие крупные и надежные операторы как, например, ПТК и «Фаэтон». Они ищут новые формы работы с клиентами. Как пример можно привести фирму «Фаэтон», которая на свои АЗС «Фаэтон-аэро» завозит бензин даже из Финляндии. А фирма ПТК осуществила разработку и производство топлива типа EURO.

Сегодня АЗС, принадлежащие вертикально интегрируемым топливным компаниям и местным операторам, составляют серьезную конкуренцию таким признанным мировым лидерам, как «Несте» и «Шелл».

Совершенствованию рыночных отношений способствует, по моему мнению, то, что у нас было создано авторитетное общественное объединение операторов нефтетопливного рынка — «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга». Сегодня он играет роль независимого рефери между властью, бизнесом и федеральными структурами. По эффективности эту систему вряд ли можно сравнить с какой-либо другой, действующей в России: без крика, без шума, без серьезных инвестиций со стороны городского правительства, без создания различного рода надуманных, непредусмотренных действующим законодательством систем контроля за работой АЗС, за качеством топлива и услуг. Такая работа принесла хорошие плоды.

Конечно, сегодня еще рано ставить знак равенства между таким городом, как Санкт-Петербург, и областью, другими регионами Северо-Запада. В провинции шутят: чем дальше человек находится от власти, тем больше он имеет определенной свободы. Если в городе реконструкция любой станции идет под жесточайшим контролем, то в области несколько иная картина. Там меньше денег, хозяину АЗС труднее привести свою станцию к современному виду. Там, если человек знает, что вероятность проверки невелика, у него появляется соблазн сделать что-нибудь такое, когда расход на заправку минимизируется, а доход увеличивается. Поэтому вероятность того, что на такой заправке мы можем нарваться на топливо сомнительного происхождения, выше, чем в Санкт-Петербурге или на федеральной трассе.

Но доля мелких собственников АЗС на территории региона падает, а крупным компаниям несолидно заниматься реализацией через АЗС топлива сомнительного происхождения, они поставляют горючее с собственных заводов. Крупные компании, постепенно внедряясь в регионы, приносят с собой и новое отношение к вопросам качества горючего.

За последнее время жалоб на низкое качество топлива стало намного меньше, чем в предыдущие годы. В этом году, например, была очень суровая зима. Года три или четыре назад была такая же. И тогда было очень много проблем с дизельным топливом из-за сокращения производства зимних марок дизтоплива, когда широко применялись сорта с депрессорными присадками, изготовляемыми на базе летних сортов. Нынешней же зимой проблем в данном отношении было значительно меньше. Это говорит о том, что к потребителю пошло нормальное заводское топливо.

— Более года назад в С.-Петербурге лучшим АЗС стали присваивать Экологический знак. Выросло ли число АЗС, которым присвоен такой Знак? Присваивается ли он в других областях Северо-Запада России?

— В рамках нормальных взаимоотношений власти, бизнеса и таких общественных объединений, как «Нефтяной клуб», нами была реализована идея Экологического знака, которая и призвана частично решить проблему качества — как топлива, так и услуг на АЗС. Но есть еще одна сторона дела: я имею в виду состояние охраны окружающей среды. Транспортный поток в регионе растет, что, естественно, приводит к вредному влиянию автомобильных выбросов на окружающую среду. Есть несколько путей решения этой проблемы. Первый — это производство более совершенных двигателей, соответствующих требованиям EURO-3, EURO-4. Второй — это строительство автомагистралей, развязок, на которых существенно снижается вероятность возникновения автомобильных пробок. И третий — использование топлива с улучшенными экологическими характеристиками. Пытаясь подтолкнуть всех операторов к третьему направлению, мы и разработали положение об Экологическом знаке. Идея родилась в «Нефтяном клубе», была поддержана в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и экологической бе­зопасности администрации Санкт-Петербурга. Акция носит добровольный характер, но сегодня на многих АЗС («Лукойла», ПТК, «Татнефти» и др. операторов) можно увидеть этот знак — зеленый дубовый лист на фоне автозаправочной колонки. К сожалению, распространение процесса присвоения такого Знака сейчас приостановлено из-за смены руководителей некоторых городских и федеральных структур. Вместо них пришли другие, которые пока входят в курс дела. После завершения этого процесса мы возобновим присвоение этого Знака.

Может быть, я — идеалист-мечтатель, но все-таки скажу: мне хотелось бы, чтобы в Северо-Западном регионе большинство автозаправочных станций имели такой Знак. Ведь автозаправочный комплекс — это лицо дорог России, и очень хочется, чтобы это лицо было красивым и чистым…

— После общения с руководителем одной из нефтебаз, а также с работниками АЗС, я понял, что сейчас они не оформляют лицензии в порядке, существовавшем много лет. Лицензии на их деятельность сейчас выдает МЧС, а процедура оформления стала весьма затратной. При этом лицензионные требования и условия данного вида деятельности не предусматривают защиту прав потребителя в части качества реализуемой продукции, точности отпуска топлива и т.д. Зато стали появляться противопожарные инструкции, необходимость которых многие ставят под сомнение и разобраться в которых могут далеко не все работники АЗС…

— Сначала давайте разберемся, что такое лицензия и для чего она необходима. Лицензия — это подтверждение минимально необходимых условий для выполнения того или иного вида деятельности, связанного с определенной опасностью для общества. Сейчас во многие сферы человеческой деятельности (в том числе и на химические предприятия, нефтебазы, АЗС и др.) приходят руководители, не имеющие специальной подготовки. И если будет аннулирован институт лицензирования, последствия будут непредсказуемые.

Продажа топлива через АЗС — это розница. А вся розница во всем мире получает лицензии. Прежняя лицензия защищала интересы, прежде всего, потребителя, покупателя и сохранения окружающей среды. Но нашим операторам топливозаправочного комплекса такая система не нравилась. Они добивались и добились ее отмены, зато «нарвались» на то, что от них сейчас требуют оформления лицензий на эксплуатацию АЗС, как пожароопасных производственных объектов. А эта процедура по сложности и затратности мероприятий многократно превышает те процедуры, которые требовались при привычном лицензировании. При этом потребитель не получает практической гарантии того, что кто-то профессионально контролирует качество топлива на этой заправке, точность отпуска количества топлива из колонки и других вопросов. Правда, сделана оговорка: органы технического надзора имеют право и обязаны смотреть за техническим состоянием, за качеством бензина и т.д. Но технический надзор приходит тогда, когда фирма уже получила лицензию, новые правила «игры», а остановить работу недобросовестных операторов можно только через суд.

Теперь о новых инструкциях.

В настоящее время многие правительственные структуры из благих пожеланий пытаются сами определить, каким образом обеспечить безопасность эксплуатации, скажем, того же автозаправочного комплекса. В итоге во многих случаях, в зависимости от рвения того или иного вышестоящего ведомства, получаем вред.

Представьте, на АЗС автоцистерна сливает топливо на площадке, специально оборудованной для этой цели. Площадка снабжена аварийным резервуаром, по емкости на 10% большем, чем самая большая цистерна. Даже если произойдет разрушение цистерны, из которой сливается топливо, то оно польется на площадку, оборудованную твердым покрытием с высокой отбортовкой, а оттуда — в аварийный резервуар, но в землю не попадет. Владельцу АЗС останется только откачать топливо из аварийного резервуара и убрать следы аварии. То есть все, что делается при создании АЗС или нефтебазы, автоматически делает упомянутые вами инструкции никому не нужными. Нужно только обучить персонал АЗС или нефтебазы, как действовать в случае возникновения аварийной ситуации, и сообщить об этом в МЧС.

Оговорюсь: мероприятия, связанные с ликвидацией аварийного разлива нефтепродуктов, необходимо предусматривать, но только в региональном масштабе — в поселке или небольшом городке, на отдельных участках автотрасс. Но определенные силы очень ловко «раскручивают» в массовом сознании случаи, например, когда «в Тверской области опрокинулось несколько железнодорожных цистерн и произошло обширное загрязнение территории нефтью». Господа, при чем здесь АЗС и нефтебазы, на которых подобных случаев — единицы? Не честнее ли будет указать (в том числе и МЧС), на каких железнодорожных или шоссейных участках может произойти опрокидывание с загрязнением территории нефтепродуктами и:
1) устранить причины предполагаемой аварии;
2) подготовить необходимые силы и средства для быстрой ликвидации такой аварии.

Я ответил на Ваш вопрос?

— Спасибо. То, о чем Вы сейчас говорили, можно сказать и другими словами: на тушении пожара много денег не заработаешь, другое дело, когда фактически держишь в руках денежный автозаправочный комплекс. Но как же в этой ситуации добиться в России резкого повышения качества бензина и дизельного топлива?

— Я — противник всего резкого и революционного. Наш опыт показал, что положительных результатов можно добиться и естественным эволюционным путем. Качество горючего за последние пару лет значительно повысилось. Благодаря приходу на рынок упомянутых и других серьезных операторов, значительно вырос и уровень обслуживания на АЗС. Но жалобы автомобилистов на нестабильность бензинов, думаю, еще будут. Дело в том, что, добиваясь повышения экологических свойств топлива, скажем, с помощью присадок, фирма-производитель, во-первых, не проводит серию научных испытаний новой топливной композиции из-за дороговизны, а во-вторых, у нас практически отсутствует возможность исследовать последствия взаимодействия применяемых присадок. Ведь различные фирмы используют разные химические вещества. Заправляясь, скажем, в Петербурге бензином на станциях ПТК, водитель, добравшись до Тверской области, тут такого бензина не находит, а то, что найдет, несомненно, будет с присадкой. И вот в баке смешивается оставшийся бензин с бензином такой же, казалось бы, марки, а на самом деле создается неизвестная гремучая смесь. В некоторых случаях она действует на двигатель губительно. Кстати, 25-й ГосНИИ, что под Москвой, косвенно подтвердил это. Вот вам информация к размышлению для производителей моторного топлива...

— И последний вопрос: каковы перспективы автозаправочного комплекса в областях Северо-Запада, которые курирует Ваш отдел?

— Наличие серьезных операторов, тех станций, которые они построили, не гарантирует нам с вами надежного качества товара и услуг. Тут нужно еще обновление и расширение систем производства высококачественного топлива зарекомендовавшими себя фирмами и оптового хранения ими произведенного топлива. При умном контроле со стороны государства мы в ближайшей перспективе можем получить на территории Северо-Западного региона высокоустойчивую систему обеспечения нефтепродуктами с гарантированным качеством и услугами, которые сейчас присутствуют на лучших АЗС.

Дата: 29.09.2006
В. Р. Смеречук
"НефтьГазПромышленность" 6 (26)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!