Энергосберегающее освещение парковок многоэтажных жилых домов

1 стр. из 1

В условиях интенсивной «автомобилизации» в нашей стране все большую головную боль работникам ЖКХ доставляет проблема ночного хранения принадлежащих жильцам многоэтажек автомобилей. Домовые паркинги и парковки должны обеспечивать безопасность для транспортных средств и их владельцев и при этом не причинять дополнительных неудобств жильцам нижних этажей при срабатывании звуковых сигналов автомобильных охранных сигнализаций.


Для осуществления своей основной функции  — обеспечения безопасности припаркованного автотранспорта — ночные стоянки должны быть хорошо освещены. Но постоянно включенные на парковках мощные осветительные приборы существенно повышают и без того немалые расходы на их содержание. Современные энергосберегающие системы управления освещением на основе датчиков движения позволяют эффективно разрешить эту дилемму.
В зависимости от категории жилого комплекса в качестве ночных автомобильных стоянок у многоэтажных жилых домов могут использоваться подземные паркинги, дворовые охраняемые стоянки и неохраняемые придомовые парковки. Для разных типов парковок выбор и специфика применения энергосберегающего оборудования будут различаться.

Подземные паркинги
Подземные паркинги не имеют естественного освещения, поэтому осветительные приборы в них включены постоянно. Из-за огромной площади помещений, в которых большую часть времени никого нет, необходимая для обеспечения личной безопасности жильцов и сохранности автомобилей мощность светильников должна быть велика: пустынные полутемные пространства — лучшее место для потенциального совершения преступлений. Как и в других проходных помещениях многоэтажных жилых домов, в подземных паркингах наиболее эффективны энергосберегающие выключатели света с инфракрасными датчиками движения. При этом каждой из линий освещения должно управлять отдельное силовое реле, например, PP-20-3 (SensorSwitch), IntelliSight® Relay Power Pack (Lightolier Conntrols/Philips), СБ-3С/СД («Риэлта»), универсальный контроллер защиты и управления («Мегарон») и т. п. Поскольку количество въездов и входов в паркинг ограничено, а инфракрасное излучение автомобиля с работающим двигателем велико, даже в очень больших помещениях для включения света достаточно всего несколько инфракрасных датчиков. Фактически отдельные датчики должны блокировать въезд в паркинг и основной проезд (в некоторых случаях эту функцию может выполнять один датчик). Кроме того, по одному датчику необходимо установить около каждого входа в паркинг с лестничных площадок. Чтобы свет в паркинге не гас при входе и выходе из автомобиля, достаточно установить задержку выключения силового реле на 3–5 минут. Вполне вероятно, что кому-либо из жильцов понадобится пробыть около автомобиля подольше, поэтому в системе управления освещением необходимо сохранить возможность ручного управления освещением, установив соответствующий выключатель непосредственно на стоянке или в помещении охраны. Ориентировочные затраты на приобретение и монтаж энергосберегающего оборудования российского производства для подземного паркинга на 80–100 машин не превысят 4–5 тысяч рублей при минимум десятикратном снижении энергопотребления.

Дворовые охраняемые стоянки

На придомовых охраняемых стоянках энергосберегающее оборудование управления освещением позволяет не только снизить расходы на освещение парковки, но и максимально уменьшить число охранников, не ухудшая при этом качество охраны. Установленный на входном шлагбауме и направленный вниз инфракрасный датчик движения включит мощный прожектор, позволяющий охране надежно зафиксировать номер въезжающего или выезжающего автомобиля или использовать для этого систему видеонаблюдения. Другие датчики движения будут включать освещение на площадке, когда на ней будут находиться люди, дополнительно привлекая к этому факту внимание охраны. На больших парковках можно реализовать локальное освещение с помощью прожекторов, совмещенных с датчиками движения, например Ercole 01.34 компании Eurolight, 0202 компании Camelion, или сблокированных с прожекторами уличных датчиков движения LX-78A китайского производства. Однако поскольку максимальная дальность таких датчиков движения не превышает десять-двенадцать метров, прожектора или датчики должны устанавливаться достаточно близко друг к другу. К сожалению, все недорогие модели прожекторов с датчиками движения «отличаются» низким качеством и малым сроком службы собственно прожектора.

Уменьшить количество оборудования можно, применив для освещения стоянки более мощные прожектора заливающего света, управляемые одним или двумя смонтированными в специально установленном защищенном шкафу силовыми реле или контроллерами. В качестве таких реле можно использовать универсальные контроллеры защиты и управления «Мегарон», реле DM-105-WP производства компании WattStopper/Legrand или СБ-3С.

В качестве управляющих устройств для этих реле хорошо зарекомендовали себя инфракрасные датчики движения EW-105-24 (WattStopper), датчики кругового обзора CMB-6-LT (SensorSwitch) или инфракрасные датчики ИКД-1-1 («Риэлта»), дальность действия которых достигает 18–20 м. Поэтому число датчиков и реле в этом случае окажется совсем небольшим.

Неохраняемые придомовые стоянки

Помимо энергосбережения, основная задача энергосберегающих выключателей освещения на неохраняемых придомовых стоянках состоит в том, чтобы сообщить владельцу машины, что около его автомобиля находятся посторонние люди. Комфортная для жильцов система управления освещением неохраняемых стоянок должна включать датчики и реле, управляющие освещением ворот и ведущей во двор арки или въездного шлагбаума, а также дворовыми (стояночными) светильниками или прожекторами. Кроме того, в некоторых случаях целесообразно установить дополнительные выключатели с датчиками движения, автоматически включающие светильники под козырьком подъезда. Количество датчиков и силовых реле зависит от размеров и конфигурации двора или парковки, но, как правило, не превышает трех-четырех. Поскольку на неохраняемых стоянках невозможно ограничить доступ к инфракрасным датчикам посторонних лиц, можно предложить  в этом случае закрывать датчики специальными антивандальными решетками.
Организация освещения придомовых автомобильных стоянок с использованием энергосберегающего оборудования на основе датчиков движения не требует больших затрат. Затраты на установку надежного оборудования российского производства не превысят нескольких тысяч рублей, обслуживание системы не требуется.

Дата: 07.06.2008
С. А. Боргаков
"СтройПРОФИль" 4 (66)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!