Аренда строительной техники: взгляд из Петербурга

1 стр. из 1

Интерес к аренде строительной техники продиктован целым рядом преимуществ. Прежде всего для подрядчика зачастую более выгодно использование арендуемых машин, нежели приобретение собственных. Сегодня аренда техники в нашей стране активно развивается в Москве и Санкт-Петербурге. Опыт строителей Северной столицы мы и попытались обобщить.


Эксперты утверждают, что ежегодный рост рынка аренды строительной техники в России составляет около 20%. Емкость данного рынка в Петербурге оценивается в 70 млн. евро в год, в Москве — 200 млн. Если говорить о городе на Неве, то развитие рынка аренды строительной техники обусловлено реализацией масштабных городских проектов. «Громадье планов» требует соответствующего технического обеспечения.

В качестве отправной точки формирования рынка строительной техники специалисты называют 2003 г., когда были развернуты масштабные строительные работы в связи с подготовкой к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга. Строители столкнулись с острейшим дефицитом техники. Как следствие, в 2003–2004 гг. на рынке Северо-Запада были сделаны значительные финансовые вливания в развитие арендных компаний.

Преимущества…

Каковы же преимущества арендных отношений?

По мнению участников рынка, аренда техники дает возможность более рационально выстраивать финансовую деятельность фирмы. К существенным плюсам можно отнести также и следующие моменты.

Во-первых, возможность выполнять обязательства по дополнительным контрактам в «пиковые» загрузки собственной техники.

Во-вторых, фиксированная стоимость работы арендованного оборудования позволяет вести четкий контроль расходов при ведении работ.

На практике это выглядит так.

Предположим, строительная компания работает на объекте, где требуется экскаватор. Руководство принимает решение о его покупке. Через год объект выполнен и сдан заказчику, а между тем экскаватор оказался не у дел. И выходит, что деньги потрачены впустую. Так зачем тратить средства, которые можно направить на другие цели? Гораздо выгоднее под конкретный проект взять в аренду определенное количество единиц техники. Финансовые затраты при этом составит лишь арендная плата.

«Содержание управления механизации, собственного парка автотранспорта под силу только крупным компаниям, — рассказывает менеджер одной из строительных фирм. — Техника покупается, исходя из профиля деятельности и целесообразности. Если организация занимается монтажом, имеет смысл приобрести автокран. Менее востребованную технику — брать в аренду».

К аренде техники порой прибегают и сами арендные компании. Например, если их собственная техника по каким-то причинам выходит из строя и необходимо обеспечить ее замену. Или же в тех ситуациях, когда не хватает собственного парка техники.

Потребители осознают удобство аренды техники. Анализ показывает динамику спроса на полный комплекс работ, что, безусловно, экономит время и ресурсы.

…и риски

По мнению специалистов, привлечение субаренды связано и с определенными рисками.
Техника сдается со своими машинистами. Здесь подключается человеческий фактор — одно дело, мотивировать своих машинистов, другое дело — машиниста той фирмы, у которой берешь технику.

Привлекая технику в субаренду, можно столкнуться и с тем, что ее могут забрать без уведомления, срывая тем самым сроки работы и, соответственно, уменьшая прибыль.

Зигзаги конкуренции

Сегодня гибкую ценовую политику ведут как крупные, так средние и мелкие компании. Помимо стоимости работ потребители обращают внимание на сроки, состояние парка техники, качество предоставляемых услуг — все то, что в целом формирует конкурентные преимущества арендной компании.

В целом, на рынке аренды строительной техники Санкт-Петербурга вырисовывается следующая картина. Крупные компании, такие как «Акрос» и «Возрождение», контролируют около 10% рынка. Оставшийся парк техники принадлежит средним и мелким компаниям. Крупные компании, как правило, заинтересованы в получении всего модельного ряда техники. Малые и средние компании, которым необходимо небольшое количество единиц, предпочитают обращаться в небольшие арендные организации.

Итак, между небольшими и крупными арендными компаниями прямой конкуренции нет. Они действуют в своих сегментах рынка.

Вообще же работа арендных предприятий в Санкт-Петербурге развивается сегодня по двум основным направлениям:
покупка новой техники в лизинг и сдача ее в аренду с тем, чтобы погасить платежи;
покупка старой техники по ценам в разы дешевле новой, причем первоначальные затраты окупаются быстрее.

Есть и те, кто комбинирует эти два способа.

В последнее время стабильно высоким спросом пользуется импортная продукция, хотя ее стоимость до 5 раз выше, чем у отечественной техники высокого уровня (с использованием 10–15% импортных комплектующих). Цена собранных в России машин с использованием в основном высокотехнологичных комплектующих зарубежных фирм ниже стоимости зарубежных аналогов уже только на 15–30%. Высокий спрос на импортную продукцию имеет несколько причин. Важнейшая из них заключается в том, что иностранные банки и правительства активно кредитуют своих машиностроителей, благодаря чему они могут позволить себе продавать технику в рассрочку, на льготных условиях, по приемлемым для российских потребителей схемам.

Технический уровень значительной части отечественных машин оставляет желать лучшего. Большой вес при малой мощности и производительности, такие показатели, как ресурс до списания и наработка на отказ, на 27–30% ниже аналогичных показателей техники зарубежного производства. Несоблюдение требований международных норм эргономики, экологии и дизайна — вот далеко не полный перечень уязвимых мест российских машин.

Еще одним плюсом приобретения импортной техники можно назвать низкие эксплуатационные расходы. Потребитель все чаще останавливает свой выбор пусть на более дорогой, зато более экономичной в процессе эксплуатации машине.

Гарантией надежности и безопасности эксплуатации импортной техники является и использование оригинальных запасных частей; помимо их поставок из-за рубежа создаются условия для производства отечественных аналогов. На рынке запчастей строительных машин и механизмов спрос определяется следующими факторами:
финансовым состоянием строительных организаций;
удельным весом машин импортного производства;
сроком эксплуатации соответствующих машин.

Между спросом на машины и запасные части и техническим обслуживанием существует взаимосвязь — спрос на запчасти зависит от спроса на строительные машины, а тот, в свою очередь, определяется уровнем их обеспечения запасными частями. Все это, как полагают эксперты, необходимо учитывать при организации арендного предприятия.

Как будут развиваться отношения на рынке аренды? Кто в конечном итоге окажется в выигрыше: крупные игроки или мелкие и средние фирмы? Эксперты утверждают, что выводы можно будет сделать года через полтора-два.

Дата: 28.07.2008
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 5 (70)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!