«Набережная Европы». Моноспектакль

1 стр. из 1

На очередном заседании Градостроительного совета обсудили концепцию проекта «Набережная Европы». Архитекторов возмутило то, что им была предложена безальтернативная внеконкурсная концепция развития территории, расположенной в историческом центре. Это блестящий пример того, как можно «выжать из территории по максимуму», считают члены Градсовета.

Равнение на собор

Речь идет о территории в границах ул. Добролюбова — западная граница пл. Акад. Лихачева — наб. Малой Невы — пер. Талалихина.

Ввел коллег в историю вопроса Михаил Кондиайн, представитель проектировщика (ООО «Земцов, Кондиайн и партнеры»).

Он сообщил, что на площади 9,2 га планируется построить элитное жилье (займет около половины территории), Дворец танца (для театра Бориса Эйфмана), торговые и офисные комплексы и отель самого высокого уровня.

Предлагается угловой участок отдать под отель, который будет иметь спокойную архитектуру и впишется в сложившуюся фоновую застройку. Северный участок предназначен под Дворец танца. Это здание, по замыслу авторов концепции, должно иметь яркую акцентную архитектуру. Но «боевой окрас» предназначен исключительно для внутреннего пользования — Дворец по своему местоположению не будет соперничать с историческими архитектурными шедеврами.

Жилые дома разместятся вдоль озелененной набережной М. Невы веерообразной гармошкой. Подземная часть этой зоны будет отдана общедоступным автостоянкам, на крышах которых высадят дворовую зелень.

Общественно-деловой и торговой застройке отведена роль буфера — защиты жилого комплекса от транспорта.

Социальными объектами проект не обременен. «Это золотая территория, школу нужно строить на соседних участках», — считает проектировщик.

Все улицы сориентированы на Князь-Владимирский собор. Есть предложение организовать внутреннюю площадь — этакую местную театральную. А также построить причалы для водных такси.

Михаил Кондиайн отметил, что с 19 века витает идея выстроить единый зеленый пояс: Троицкая пл. — Александровский парк — Зоопарк — Заячий остров — Петровский остров. «Так вот предлагаемая концепция хорошо согласуется с этим», — утверждает он.

Плотность застройки территории составляет 70%, а коэффициент использования — 3.

Высота внешних фасадов квартала должна составлять 23,5 м, внутренней застройки — 28. «Это будет плоская фоновая застройка», — сообщил г-н Кондиайн. Исключением может стать только здание Дворца танца (40 м).

Цена вопроса

Ограничения при застройке — стандартные для набережной: это высокие грунтовые воды (на глубине 1,5 м) и наличие земли отчуждения (водоохранная зона). «Со стороны КГИОП ограничений нет», — ответил Кондиайн на вопрос коллеги по поводу расположенного здесь памятника промышленной архитектуры.

Что касается обременения, то инвестор должен построить Дворец танца (в счет отчислений за право застройки) и жилье для ФСБ (10 тыс. кв. м) и переселить «Прикладную химию».

Сейчас идет экологическая экспертиза, которая назовет цену рекультивации интенсивно загрязненной территории. А также считается смета по переезду химиков.

По словам вице-президент ВТБ Александра Ольховского, по предварительной оценке, цена реализации проекта, включая выполнение обязательств по обременениям, может составить $4,5 млрд. Из них около 2,5 млрд. стоит собственно проект, 300 млн. — подготовка территории.

Территория будущей застройки увеличилась с 4,5 га (в 2003 г.) до 9,2 га (в 2007 г.), что оформлено Постановлением Правительства РФ. Банкир также отметил, что компания не против взяться и за развитие соседней территории (в сторону «Юбилейного»), «даже если это будет рекреационная зона».

Моноспектакль

Рецензент Владимир Линов (ему доверили рецензировать скандальный проект «Охта-центр») подчеркнул, что впервые бизнес привлекается к реализации крупного проекта на самой первой стадии. И это правильно, это залог успеха. Замечаний к зонированию у него нет. Пространство, по его мнению, с коммерческой точки зрения использовано очень грамотно.

Рецензент также согласен, что школу строить нецелесообразно. Правда, аргумент он приводит более нейтральный — здесь будет проживать мало народу (около 3 тыс. человек).

Докладчику и рецензенту члены Градсовета возразили, дескать школа, если не средняя, то начальная, должна быть. А зеленой набережной не получилось — сразу заборы. До реализации идеи организации южного зеленого пояса далеко.

Владимир Лисовский обратил внимание на то, что жилье здесь не уместно. Это подтверждает вся история развития территории. Идея создать парк, вовлечь его в южный пояс «зеленого коридора» родилась еще в середине 19 века. Совсем не случайно зона приобрела спортивную специализацию — здесь появился стадион, Дворец спорта. «Именно здесь нужно было строить новый стадион, а не ломать на Крестовском острове», — считает историк архитектуры.

Многих выступающих не устроило то, что на обсуждение был вынесен единственный вариант развития территории, заказанный бизнесом. По мнению архитекторов, необходимо провести конкурс на концепцию. Так в частности считает Владимир Попов, он заявил: «Ну и что, что территорию отдали инвестору, город принадлежит всем, концепцию должен выбирать город».

По максимуму

По мнению Владимира Григорьева, представленная концепция — это блестящий пример того,»как можно выжать из территории по максимуму». Так, превышена мера в жилой застройке. Архитектор предложил уменьшить жилплощадь в пользу бульвара вдоль набережной, а театр погрузить в землю, чтобы уложиться в рекомендуемую высоту.
«Но там же парковки!» — воспротивился инвестор.

Выступление перешло в диалог.
— Их можно разместить рядом. А сколько стоит проект?
— Какая разница! Еще не подсчитали!
— По международным канонам, если вкладываете в подготовку территории меньше 30% от цены проекта, вы ее получаете даром!
(По данным ВТБ, в подготовку вкладывается $300 млн. из 2,5 млрд. — Корр.)

Нетрадиционная схема

Борис Эйфман, директор одноименного Театра балета, обратился с просьбой «соблюсти компромисс». Под этим он под-разумевал согласие архитекторов на превышение высотного регламента. Глава театра уверяет, что 40 метров — это необходимая техническая высота.

Также он просил не топить здание в землю и в качестве печального примера привел проект нового подземного театра в Пекине: «Там от театра остается ужасное ощущение. Это театр-тюрьма».

Александр Ольховский также остался не доволен результатом обсуждения концепции. Он подчеркнул, что на Градсовет был вынесен мастер-план. Это своего рода техзадание для архитекторов. «На этой стадии заказчик определяет потенциал территории, — провел он ликбез. — Если будут предложены другие экономически целесо-образные варианты, почему бы нет?».

По мнению вице-президента, концепция и сегодня предусматривает достаточную ширину озеленения набережной — она составляет 30 метров. Банкиры не намерены отказаться и от строительства жилья в рамках проекта.

Главный архитектор Петербурга Александр Викторов поддержал ВТБ. «Мы столкнулись с нетрадиционной схемой, когда предложения по организации пространства диктует бизнес. Мы привыкли к другому, но с бизнесом нужно считаться», — назидательно сказал чиновник.

Дата: 19.08.2008
Ирина Кравцова
"Петербургский строительный рынок" 8 (112)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!